Профилактика правонарушений
Профилактика правонарушений
О запрете дарить и получать подарки
Положения антикоррупционного законодательства и Гражданского кодекса Российской Федерации содержат запрет на дарение подарков лицам, замещающим государственные и муниципальные должности, государственным и муниципальным служащим, работникам отдельных организаций, а также на получение ими подарков в связи с выполнением служебных (трудовых) обязанностей.
Исключением являются подарки, которые получены указанными лицами в связи с протокольными и иными официальными мероприятиями и служебными командировками, и подлежат сдаче в уполномоченный орган.
Обзор типовых ситуаций конфликта интересов на государственной службе Российской Федерации и порядка их урегулирования (письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15 октября 2012 года №18-2/10/1-2088)
Ограничения и запреты, связанные с государственной гражданской службой.
Федеральные законы (в частности, закон о государственной гражданской службе, закон о противодействии коррупции) устанавливают ряд ограничений и запретов, связанных с поступлением на государственную службу и ее прохождением.
Ограничения — условия, при которых человек не может поступить на госслужбу, а запреты оговаривают недопустимую деятельность при прохождении службы.
Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случаях, установленных частью 1 статьи 16 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе» (далее – Закон о государственной гражданской службе). Так, например, к ограничениям относятся:
- признания гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
- близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
- представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;
- непредставления установленных настоящим Федеральным законом сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера при поступлении на гражданскую службу;
- утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.
Запреты в связи с прохождением гражданской службы, установленные для гражданских служащих, содержатся в части 1 статьи 17 Закона о государственной гражданской службе. Среди них запреты:
- участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;
- осуществлять предпринимательскую деятельность (речь идет исключительно о предпринимательской деятельности, при этом гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов);
- быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;
- получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения);
- разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;
- допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности;
- прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора (данный запрет не позволяет прибегать к прекращению работы в целях решения индивидуальных трудовых споров госслужащего и работодателя).
Кроме того, существует ряд запретов для лиц, уволенных с государственной гражданской службы. В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», гражданин, замещавший должность государственной включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.
В случае возникновения ситуации, которая может повлечь конфликт интересов при прохождении государственной гражданской службы, то есть может привести к нарушению ограничений и запретов, гражданский служащий обязан уведомить о ней непосредственного руководителя и представителя нанимателя. Комиссия по урегулированию конфликта интересов в каждом конкретном случае принимает решение о наличии или отсутствии конфликта интересов и рекомендует государственному служащему и представителю нанимателя меры, направленные на недопущение нарушения ограничений и запретов.
За нарушение ограничений и запретов госслужащий может нести все виды ответственности, предусмотренные действующим законодательством:
- дисциплинарная ответственность (вплоть до увольнения),
- гражданско-правовая ответственность (возмещение вреда, причиненного неправомерными действиями),
- административная и уголовная ответственность – если нарушение повлекло к противоправным последствиям, установленным Кодексом об административных правонарушениях РФ или Уголовным кодексом РФ. Госслужащие подлежат административной ответственности в качестве должностных лиц в случаях совершения ими правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.